Анри Матисс
10.05.2010
Добившись разрешения отца, Матисс отправляется учиться на художника в Париж.
Манера письма того времени была близка к технике импрессионистов. Но поначалу приглушенный цвет, постепенно набирает силу.
В 1905 г. он вместе с другими художниками выставляется в парижском «Осеннем салоне». Произведения эти, произвели скандальный фурор и положили начало фовизму.
Результатом поездки в Алжир становится увлечение Матисса линейными орнаментами мусульманского Востока, стилем арабесок. В 1921 г. Матисс переселился в Ниццу, где создал чувственную серию «Одалиски». Тогда же он написал множество интерьеров, используя к синтез природных и орнаментальных узоров и красок.
В 1930 г. В настенной декорации «Танец», Матисс впервые применяет цветную бумагу, вырезая нужные формы. В 1941 г. в связи с ухудшением здоровья, Матисс разрабатывает уже технику составления изображения из обрезков бумаги. Это дает ему возможность добиться синтеза рисунка и цвета, экономя силы.
В 1946—1948 г. краски интерьеров Матисса снова приобретают крайнюю насыщенность. Его работы строит контраст света и темноты, внутреннее и внешнее пространства. В конце 1940-х г. Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца в Вансе, спроектированной и построенной на его деньги.
Художник умер в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет, в 1954 г.
подробнее
13.06.2010
Анри Матисс положил начало новому направлению живописи, все его работы являются неотъемлемой частью фовизма. Сам он говорил об этом течении так: "... это смелость найти чистоту средств".
Самый известный факт: выступление в Осеннем Салоне 1905 года. Где художник представил свои работы с Вламинком, Дереном и Марке. Их картины произвели скандальный эффект, а самих художников критик Л. Воксель назвал «дикими». Это слово и дало название новому художественному направлению, известному впоследствии как «фовизм», с гордостью принятого художниками и их поклонниками. Такими, например, как Лео Стайн и его сестра, Гертруда, бывшая знаменитой писательницей знаменитая писательница. Именно они стали обладателями нашумевшей картины Матисса «Женщина в шляпе». Полотно «Роскошь, покой и наслаждение» приобрел Поль Синьяк. Позже брат и сестра Стайны знакомят Матисса с Пикассо, бывшим в то время еще совсем юным. Матисс при их поддержке знакомится с кругом влиятельных критиков. И наконец состоялось его знакомство с Сергеем Щукиным, русским коллекционером. Это знакомство и помогло Матиссу в итоге улучшить материальное положение. Матисс переезжает в новый дом в Исси-де-Мулино и отправляется в несколько больших путешествий. Посещает Северную Африку, Испанию, Германию и Россию.
В это же время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.
подробнее
19.06.2010
Несомненно творчество Анри Матисса испытала влияние неоимпрессионизма, таких его представителей, как Синьяк и Гогена. Также прослеживается влияние искусства арабского Востока, и в какой-то мере древнерусской иконописи.
В 1905-1907 годах Матисс известен как лидер фовизма.
В противопоставлении бурной напряжённости жизни 20 века и вечных ценностей бытия, Матисс воссоздавал его праздничную сторону. Его полотна открывают путь в бесконечный танец, безмятежный покой идиллических сцен, узорочье ковров и тканей, сверкание плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цвета, насыщенные до предела, линейные ритмы, создающие впечатление внутреннего движения форм, находящиеся в полной соподчиненности компоненты картины – вот яркие черты его творчества. Предметы порою превращаются в арабеск, сгусток черноты. ("Красные рыбы", "Натюрморт с раковиной").
Как художник-график, Матисс использует главным образом линию: тонкую, иногда прерывистую, иногда долгую и круглящуюся. Она прорезает белый фон или черный. Примеры того: "Темы и вариации", написанные углем и пером; рисунки к "Стихам" Малларме, к "Пасифае" де Монтерлана, к "Стихам о любви" Ронсара.
В 1940-е годы Матисс обращается к технике аппликаций из цветной бумаги.
Оптимизм, постоянно проявляющийся в его произведениях, ставит творчество Матисса на значительное место в ряду гуманистических ценностей 20 века.
подробнее
История начинается с того, что 28 марта 1909 года русский фабрикант Сергей Щукин подтверждает заказ двух больших декоративных панно Анри Матиссу. Это полотна «Танец» и «Музыка», не только изменившие лицо современной живописи, но и давшие Матиссу материальную независимость. Возможность быть художником, независимым и в своем творчестве.
Щукин заказывал многие из работ Матисса. Позже художник скажет о Щукине, что тот всегда выбирал только самое лучшее. Во Франции Матисса не признавали. Травля со стороны публики, художников и критиков не прекращалась. А тем временем то, что Щукин покупал, повергало в шок не только его самого, но и его современников.
Из создавшегося «карантина» Матисса вывел именно Щукин.
Отношения русского фабриканта и французского живописца, длившиеся годами, были неровными. Временами Матисс избегал страстного русского коллекционера, привычкой которого было немедленно покупать понравившуюся ему работу. Тогда как художнику еще хотелось получить удовольствие от собственной работы. Известен случай, как Щукин унес из мастерской Матисса картину с непросохшими до конца красками.
И тем не менее, сделанное для художника русским коллекционером Матисс высоко ценил. Позже, вспоминая историю создания панно «Танец» и «Музыка», заказанную Щукиным, художник заметил: «Надо было иметь крепкие нервы, чтобы их написать. И не менее крепкие нервы — чтобы их купить».
подробнее