«Кипарис в Сен-Реми» и другие работы Ван Гога
С переездом в Сен-Реми условия жизни и работы Ван Гога сильно изменились. В его заточении художник видел мир представал через зарешеченное окно, вид из которого представлен все время одним и тем же ландшафтом: обнесенным стеной пшеничным полем, за которым видятся ним редкие домики среди холмов, что окруженны кипарисами и небольшими рощами олив. На горизонте можно заметить волнистую гряду Малых Альп на горизонте, над которой по утрам встает солнце. Эти мотивы снова и снова повторяются на многих полотнах художника, разнообразит их время года или суток.
У художника была возможность гулять в саду вокруг больницы, куда ему иногда разрешалось выходить в сопровождении надзирателя. Здесь он мог наблюдать за жизнью высоких сосен и кедров, клумб цветов. Его глазам представал фонтан и каменная скамья. Здесь у него появлялась возможность писать вблизи то, что видел из окна издали: поле, холмы, кипарисы. Оливы изображены им поблизости от дома надзирателя, что жил в нескольких шагах от убежища. Если в арльский привольный период образ жизни, юг разворачивался перед художником, как движущаяся панорама, представляя большое разнообразие, то теперь он стал ограничен немногим. Это побуждало художника к пристальному углублению в натуру, и к большей сосредоточенности на задачах интерпретации. Оно и понятно: если взгляду во всякий час предстает один и тот же вид из окна, то выхода два. Или его перестают замечать вовсе, или же, как для Ван Гога, он станет предметом внутреннего и внешнего созерцания. Именно однообразные мотивы гор, олив, кипарисов помогали Ван Гог культивировать внутреннее зрение и оттачивать свой стиль.
Смотрите также: