06.04.2011 | Анри Матисс. Вид Коллиура
Одним из самых значительных событий в жизни парижской живописи в начале XX века стал Осенний салон в 1905 году. Громкий скандал сопровождал его открытие. Группа из нескольких молодых художников, которые сгруппировались около Анри Матисса, и выставили в этом салоне несколько своих работ, вызвали взрыв недовольства публики и рядовой парижской критики. Написанные сочными, полыхающими красками, с выраженным игнорированием ко всем правилам перспективы и рисунка, без всякого, казалось бы, намека на правдоподобие, работы молодых авторов восприняли как грубый вызов хорошему вкусу и здравому смыслу. Посетители прозвали молодых художников Les fauves, что в переводе значит «дикие звери», от этого прозвища и образовался термин фовизм.
«Вид Коллиура» это картина, написанная Матиссом изображающая маленький городок в жаркий южный полдень. Все предметы не имеют четких очертаний и изображены размыто. Сначала зритель может видеть сплошное цветное пятно, в котором всплывают яркие, будто пульсирующие, разноцветные кляксы. Постепенно зритель начинает разбираться в этом хаосе, разнородном, словно лоскутное одеяло. Белое от южного зноя небо. Лиловые горы словно тонут в белесой дымке, в ярком солнечном свете растворяется бирюзовый цвет моря, размывает оранжевые и желтые пятна крыш. Земля словно раскаленная и пылающая от жары, передается горячим, ярким красным цветом. В сравнении с землей, даже белые стены крохотных домов кажутся прохладными, они изображены в лиловом цвете. И лишь узенькая полоса зеленой тени вьется вдоль домов.
Смелое новаторское решение Матисса состоит в том, что с помощью чистого цвета, художнику удается передать не только свет, но и еще тепловые ощущения. Такой же прием Матисс продолжает использовать и во многих более поздних работах.
Смотрите также: