Постимпрессионизм Сезанна
Наряду с Гогеном и Ван Гогом Сезанн - самый крупный постимпрессионист.
Присоединившись в 1860-1870-х гг. к импрессионистам, он не разделял их целей и не принимал их техники. Сезанна больше интересовала материальная предметность натуры, чем мимолётное впечатление от игры света.
Сезанн понимал, ошибку преувеличенного интереса к эффектам света и чрезмерного доверия к впечатлению. Считая, что они могут привести к размягчению и к распаду формы. Он противопоставил подобной расплывчатости устойчивость.
Вглядимся, как написана зелень деревьев, ее отражение в воде и сама вода в работах «Мост над прудом» или «Берега Марны». И мы увидим, что тут нет никакой подделки или поверхностных эффектов. Те же сдержанные, скупые краски, которыми написана зелень, характерны и для воды. Меняется лишь структура, направление мазка, и цель достигнута.
Сезанн не выписывает каждый листик, как это делали академические пейзажисты, и не применяет «мерцающий», подвижный мазок чтобы передать общее впечатление, получаемое от пронизанной светом листвы. Он уделяет внимание форме: кладет краски так, чтобы соотношение тонов само по себе строило ее, свободную от подробностей, устойчивую, «вечную».
Работа до последнего дня жизни оставалась единственной страстью Сезанна. Ему свойственна не признающая никаких уступок требовательность ко всему, что делал.
Смотрите также: